Пятидесятница в Католической церкви

Пятидесятница в Католической церкви

Пятидесятница в Католической церкви

23 мая в этом году Католическая церковь празднует Пятидесятницу (День сошествия Святого Духа), один из трех великих ветхозаветных праздников.

Празднование Дня сошествия Святого Духа установилось еще в апостольское время, но официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV века, когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) Церковь приняла догмат о Троице.

В иудейской традиции Пятидесятницей назывался праздник, связанный с принесением Богу початков нового урожая. Совершался он на 50-й день после Пасхи. Позднее праздник был отождествлен с Дарованием Торы на Синае, когда еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом: евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им свое благоволение.

Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, большинство из них уже с трудом понимали родной язык, однако, старались соблюдать свои национально религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.

Перед распятием свою прощальную беседу с апостолами Иисус Христос посвятил предстоящему сошествию Святого Духа, он объяснил ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами мироносицами и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в так называемой "Сионской горнице".

Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им "Обетование Отца", и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49).

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра.

Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.

Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые сообщали эти таинственные языки.

Каждый, на кого спускался язык, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу.

Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких то других, неизвестных им языках.

Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11).

Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома.

Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках.

И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по происхождению и языку, каждый слышал какого нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и те, которые "насмехаясь, говорили", что апостолы "напились сладкого вина" (Деян. 2:13).

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание.

Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня

Церковь Христова из числа 120 выросла до 3 трех тысяч человек.

Праздник Святой Троицы был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16:8; Деян. 20:16).

У христиан сохранилась ветхозаветная традиция украшать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами (Лев. 23:10-17). Кроме того, украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает священную Мамврийскую дубраву, где патриарха Авраама посетил Триединый Бог под видом трех странников (Быт. 18:1-16).

Литургический год доходит до вершины в Пасхальную ночь, но не останавливается, пасхальное время достигает своей полноты в Сошествии Святого Духа.

Связь Пятидесятницы с Воскресением Христа подчеркивается в литургических текстах, однако, с IV века Пятидесятница становится все более независимым праздником Святого Духа. Исконное значение Пятидесятнице вернул миссал 1970 г., который в молитвах этого дня говорит об этом торжестве как о дне, завершающем Пасхальные торжества и просит, чтобы Дух святой укрепил сердца верных, возрожденных Христом. Литургия Пятидесятницы соединяет миссию Святого Духа со всем служением Христа.

Ко всенощной службе этого дня, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения, и этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая "золотая секвенция", "Гряди, Святой дух" ("Veni Sancte Spiritus"), гимн, принадлежащий неизвестному автору XIII века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.

В западной традиции цикл Пятидесятницы объединяет несколько торжеств: на пятидесятый день (восьмое воскресенье) Пасхи отмечается празднование Сошествия Святого Духа на апостолов (Pentecoste); на восьмой день праздника отмечается День Пресвятой Троицы, в четверг после праздника Пресвятой Троицы отмечается праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Domini), посвященный прославлению таинства Евхаристии (в этот день во время богослужения совершается торжественная процессия и поклонение Святым Дарам).

Цикл Пятидесятницы завершают два праздника: Пресвятого Сердца Иисуса, отмечаемого в пятницу, и Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемого в субботу после октавы (восьмого дня) праздника Тела и Крови Христовых. Во время этих праздников совершается выставление на алтарь Святых Даров и поклонение им.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Пятидесятница в Католической церкви" в других словарях:

  • Праздники римско-католической церкви —    Вершиной литургического года в катол. церкви является Священное Пасхальное Триденствие (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию к рого представляет Святая Ночь Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места …   Религии народов современной России

  • Пятидесятница (День сошествия Духа Святого) в протестантизме — На 50 й день после Пасхи, всегда в воскресенье, протестанты празднуют День сошествия Духа Святого. В 2010 г. эта дата выпадает на 23 мая. Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1 18).… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Пятидесятница (День сошествия Святого Духа) у католиков — 12 июня (дата указана для 2011 г.) католическая церковь празднует Пятидесятницу (Pentecost, День сошествия Святого Духа), один из трех великих ветхозаветных праздников. Празднование Дня сошествия Святого Духа установилось еще в апостольское время …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ПЯТИДЕСЯТНИЦА — христианский праздник, совершаемый в седьмое воскресенье после Пасхи и посвященный сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день по воскресении Христа. В Деяниях апостолов (2:3 4) рассказывается: И явились им разделяющиеся языки, как бы …   Энциклопедия Кольера

  • Пятидесятница — второй из трех великих праздников древнееврейского народа. Установлен в память дарования народу закона при горе Синай, праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первые начатки которых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Праздники Евангелическолютеранской церкви —    Праздничный календарь Евангелическо лютеранской церкви, края генетически наиболее непосредственно связана с римско катол. церковью, в своих осн. моментах близок или совпадает с календарем церк. праздников последней (см. Праздники римско… …   Религии народов современной России

  • Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также …   Википедия

  • ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ — церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным… …   Энциклопедический словарь

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Пасхальная ночь — Пасха Воскресение Христово (Сошествие во ад) (икона Андрея Рублёва (?), 1408 1410 годы) Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Светлое Христово Воскресение …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»